Про газ
vanxant
Первый мой бизнес (производство электроники) стартовал очень тяжело. Разработка более-менее работающей версии продукта заняла примерно полгода. Все деньги с первых продаж поглощало штучное производство новых партий товара. Платить зарплаты самим себе нам с партнёрами было просто нечем, а запасы жирка, накопленные перед увольнениями с работы, уже закончились.
При этом мы попали в яблочко с идеей устройства, рынок взрывался просто на глазах, и наш продукт смотрелся на нём очень неплохо.
Нашей компании отчаянно нужны были деньги на запуск серийного производства, на офис, на наём полноценного отдела продаж, на рекламу и ещё на кучу всякий подобных вещей. Нам требовалась не такая уж и большая по меркам бизнеса сумма – пары московских квартир бы хватило, но это было фантастически много для вчерашних наёмных инженеров.
И мы начали искать инвесторов.
Про суровых русских «бизнес-ангелов» даже не хочется вспоминать. Один аферист, например, нагнал пафоса, а потом предложил за долю в 51% бизнеса оформить на нас кредит в дружественном ему банке. Под залог наших квартир, да.
Каким-то образом мы вышли на московское представительство одной немецкой корпорации. Сначала они не заинтересовались от слова совсем. Однако примерно через месяц позвонили с аккуратными вопросами, ещё через месяц сообщили, что в Германии заинтересовались нашим продуктом, и, наконец, ещё через какое-то время нас пригласили на переговоры.
В начале переговоров нам ожидаемо поездили по ушам насчёт захвата рынков всей Европы и мира. Для чего, правда, нам придётся налепить лейбл Корпорации, а в Корпорации такие правила, что у них только эксклюзивная продукция (ага, а куча китайского OEM-барахла «не считается»). Продажи, естественно, пойдут только через торговую сеть Корпорации. Ну а раз продажи, то и обслуживание тоже (а обслуживание в нашем случае давало половину прибыли). Ну, и, если дело пойдёт – производство тоже рано или поздно уйдёт на заводы Корпорации. Ну, то есть завозить микросхемы на ту же самую китайскую фабрику будем не мы, а непосредственно немцы.
Для реализации всего этого хитрого плана предлагалось создать совместное предприятие, условное «ООО Прокладка», в которое и должны были пойти инвестиции Корпорации - нам, типа, не то чтобы не доверяли, но... Нам в этой прокладке предлагалась щедрая доля в 20%, которая не давала никакого шанса хоть как-то участвовать в начислении будущих прибылей.
«Очень интересно!» – сказали мы. – «Давайте обсуждать цифры».
Предложенные цифры оставляли нам возможность платить самим себе средненькую зарплату. И всё. При этом Корпорация собиралась загрузить нас разработкой новых версий продукта по планам опытных маркетологов самой Корпорации. То есть забирала нас в добровольное рабство.
Другими словами, у нас покупали не продукцию и даже не долю в бизнесе. В нас видели то, чем мы и являлись – маленьким конструкторским бюро с перспективным продуктом, который мы не можем сами запустить. В этой ситуации нас собирались тупо использовать для проверки идеи на рынке. Если бы проект взлетел, Корпорация могла нас полностью заменить силами своих инженеров меньше чем за год.
Такое вот справедливое предложение от акул бизнеса.
Как мы узнали чуть позднее, особой пикантности «немецкому» предложению добавлял тот факт, что оставшиеся 80% ООО «Прокладка» планировали оформить на себя… сами менеджеры московского представительства. Научились, бл.ь, вести бизнес по-западному.

Это была присказка, теперь сказка.
Пресловутый третий европейский энергопакет вступил в силу 3 марта 2009 года. Он, с одной стороны, вводит «конкуренцию» среди поставщиков газа в Европу, ограничивая максимальную долю одного поставщика в любой входящей в Европу трубе планкой в 50% пропускной способности этой трубы. По этой причине, в частности, «Северный поток», запущенный в ноябре 2011 года, работает всего на 50%. Больше не позволяет энергопакет, а никого другого в свою трубу «Газпром» не пускает.
С другой стороны, энергопакет устанавливает брюссельскую монополию на внешнюю торговлю газом. Фактически создаётся единый картельный покупатель газа для ЕС, состоящий из нескольких «независимых» (от государств, правительств, владельцев труб и газовых концернов) газотранспортных операторов (ISO/ITO). Которые сами ничем не владеют, но занимаются продажами, закупками и обслуживанием. Фактически – из нескольких ООО «Prokladka ltd». И, сюрприз, конечные владельцы этих прокладок открыто не афишируются.
Знакомая схема, не правда ли?
И всё это постепенно начало работать.
Как известно, долгосрочные цены на газ привязаны к биржевым ценам на нефть. В феврале 2009, перед вступлением в силу третьего энергопакета, бочка нефти марки Brent стоила $44. Ровно через 5 лет, в феврале 2014 года, цена брента составляла уже $108, т.е. в 2,5 раза больше. Примерно во столько же раз поднялись цены на газ для конечных потребителей в Европе. А вот средние отпускные цены «Газпрома» за это время… даже несколько упали, с $410 до $380.
Именно в феврале 2014 на Украине свергли Януковича, который отказался подписывать ассоциацию с ЕС. Которая, сюрприз, предусматривала подписание Украиной огромного вороха сопутствующих регламентов и директив, включая, разумеется, и третий энергопакет.
Уже в середине мая, даже не дожидаясь формального избрания Порошенко, в совет директоров украинской газовой трубы вошёл сын вице-президента США Р. Байден. А уже в июне Болгария остановила работы по «Южному потоку», по настоянию ЕС требуя от России подписать злосчастный энергопакет и зарезав в итоге весь проект.
Предполагалось, что «Газпром» будет вынужден продавать 50% своего газа Байдену-младшему прямо на границе России с Украиной, а оставшиеся 50% - тем самым Prokladka, ltd уже на границе ЕС. И, поскольку возможностей направить газ куда-нибудь ещё у Газпрома по плану не могло было быть, России бы пришлось продавать свой газ по цене, назначенной то ли в Брюсселе, то ли в Вашингтоне. Ни о какой привязке к нефти речь бы уже не шла.
Наступить это счастье должно было в 2019 году – именно тогда заканчиваются 15-летние контракты, по которым всякие Венгрии, Австрии, Чехии и Словакии покупают газ у Газпрома напрямую, пока ещё без Байдена и прокладок. Тогда же, в 2019, заканчивается газотранспортный контракт, за который сидела Юля.
В результате, к 2020 году Газпром, самая прибыльная в 2011 году компания мира (почти $50 млрд. чистой прибыли), рисковал стать нищим оператором пары скважин и куска ржавой трубы. Последней нерешённой проблемой оставался покровитель Газпрома господин В. Путин. Но его президентский срок очень удачно заканчивается в 2018, а специалисты по выборам на Западе имеются.
Внезапно, покровителя этот хитрый план не устроил, и Газпром нанёс ответные удары. Был заключён контракт с Китаем на постройку транссибирской трубы, которая, будучи проложенной целиком со всеми ответвлениями, позволит Газпрому перебрасывать практически весь добываемый газ со всех месторождений на Дальний Восток, включая Корею и Японию. А «Южный поток» был перепроектирован так, чтобы через территорию Турции выйти на границу Греции, где ЕС сможет покупать газ в полном соответствии со своим энергопакетом. Если, конечно, за свой счёт проложит нужные трубы по своей территории, в составе которой, кстати, Греции может и не оказаться. Что касается семейства Байденов, то оно из всей этой схемы исключается полностью.
Всё это, конечно, увлекательно, вот только $50 млрд. в год – это слишком большие деньги. Это больше бюджета Украины и не так уж намного меньше бюджета Италии. Именно поэтому от кормушки отстранили всяких там макаронников из ENI, лягушатников из EDF и фрицев из Wintershall, а всю операцию возглавил лично вице-президент США. Де-факто, первый зам директора мира.
Так что последнее слово в этой истории ещё далеко не сказано. Газпром, Путина и Россию будут пытаться прогнуть или замочить всеми доступными способами. Запад вполне устроит покупать газ прямо из сибирских скважин.
Поэтому не ждите окончания кризиса и спокойной жизни как минимум до 2019 года. И Крым тут совершенно не при чём…

Секвестр гос.бюджета для чайников
vanxant
Как и у любого другого экономического субъекта, расходы государства не должны превышать его доходов. Иначе рано или поздно государство обанкротится, уровень жизни его граждан значительно и резко упадёт, граждане возьмут топоры и вилы и пойдут сносить власть. А это в планы власть имущих совершенно не входит.

Поэтому в подавляющем большинстве стран мира процедура планирования бюджета - это ежегодный многомесячный марафон с привлечением лучших умов правительства и парламента. Казалось бы, как в таких условиях вообще может возникнуть дефицит?
Да легко. Пока одни раздают популистские обещания "дать всем денег", вторые строят бодрые планы на ожидаемое экономическое чудо в следующем финансовом году. Трюк в целом удаётся 5-10 лет подряд. А потом случается внезапный, как снег зимой, экономический кризис - и вот вам и дефицит.

Вопрос "что делать" возникает, обычно, в пожарном порядке. Наука предлагает пять способов решить проблему дефицита госбюджета:
1. включить печатный станок;
2. использовать имеющиеся резервы;
3. занять денег;
4. увеличить доходы, или
5. сократить расходы, то есть устроить секвестр бюджета.

Первый способ заслуженно считается прямейшей дорогой в ад гиперинфляции. Резервов даже у самые зажиточных стран не больше, чем на пару умеренно-проблемных лет, а у большинства государств резевров нет вообще. С займами могут возникнуть сложности из-за преддефолтного состояния (Украина, например, не смогла занять ни одной гривны при последней попытке размещения гособлигаций), либо из-за санкций (Россия).

С повышением доходов во время кризиса всё очень сложно. Повышение налогов сокращает налогооблагаему базу. Другими словами, если повысить налоги на предприятия, которые и так еле сводят концы с концами - они обанкротятся и перестанут платить совсем. Да ещё и повесят на государство армию безработных. Поэтому повышать поборы нужно точечно, только на тех, у кого есть что отобрать.

Например, отличная, на первый взгляд, идея - повысить налог на дивиденды для честных предпринимателей (с 9% до 13%). Раз есть дивиденды, значит есть прибыль, из которой они платятся и которую можно ощипать. Но на практике получается скрытая реклама ООО (обналички, откатов и оффшоров).

Ещё можно было бы, например, поднять таможенные пошлины. Причём на импорт можно было бы поднимать точечно, поддержав отечественного производителя, например, те же автозаводы.
Но нет, импортные пошлины поднимать нельзя из-за ограничений ВТО. Поэтому - получите девальвацию курса нацвалюты, то есть налог на весь импорт без разбора. Включая критически важные лекарства, запчасти для станков, выплаты по взятым зарубежом кредитам и т.д. Плюс неизбежную инфляцию.
Впрочем, для экспортёров девальвация выгодна, в том числе и для бюджета.

Ещё можно залезть в карман работающим гражданам. Резко это сделать не получится - народ может и взбунтоваться, но если потихонечку... Получите новые тарифы и акцизы, новые налоги на имущество и платежи за его капремонт, забудьте про 6% накопительной пенсии (которые вы всё равно в руках не держали).

Ну и собственно про секвестр.
Чтобы не разводить демагогию, открываем страничку минфина и смотрим структуру расходов. Она не очень удобна для наших целей, но уж как есть.
33% расходов идёт по статье "социальная политика". Это пенсии и пособия безработным и инвалидам, а также медицина. История с монетизацией льгот напрочь отбила у властей желание снижать пенсии, а число безработных в кризис будет только увеличиваться. Надеяться на сокращение данной статьи не приходится.

В сумме целых 36% бюджета проедают Президент, депутаты, чиновники, прокуроры, судьи, армия, полиция, ФСБ, МЧС, пограничники, а также примкнувшие к ним учителя.
Минфин, к сожалению, не даёт разбивки по роду затрат, но можно с уверенностью предположить, что основная статья здесь зарплаты, а на втором месте идёт содержание имущества (зданий, военных баз, служебных автомобилей и т.д.) плюс закупки всякой бумаги, бензина и т.д.
Зарплаты можно подрезать только в части премий, бонусов, "13-ых зарплат", прочих надбавок, а также командировок и корпоративов. То есть на 3-5%, ну на 10%. Но есть два но. Во-первых, налоги на зарплаты госслужащих выплачиваются в полном объёме, т.е. около 40% от ФОТ. Т.е. реальный эффект для бюджета от снижения зарплат на 10% составит всего 6%. Во-вторых, за исключением 1% самых высокооплачиваемых сотрудников, госслужащие всю получку тратят на потребление. То есть снижение их доходов на 10% снизит создаваемый ими спрос на 9.9%. А их где-то 15%-20% от всех трудящихся страны. Сокращение числа госслужащих тоже по щелчку пальцев не делается и имеет всё те же самые но.

12% расходов потребляет "национальная экономика". Здесь всё в куче - дороги, транспорт, связь, с/х, наука, космос и так далее. Безусловно, это самый коррупционно-ёмкий сегмент расходов, но просто взять и зарезать этот раздел нельзя. Потому что получим миллионы безработных, разваленную науку и промышленность, уничтоженные дороги. Экстренная борьба с коррупцией это миф: даже Сталину потребовалось несколько лет расстрелов за три колоска, а авторитарный француз де Голль после войны пять (!) раз полностью увольнял весь личный состав жандармерии и набирал новых. В условиях же современной демократии, точнее власти бюрократии, борьба с коррупцией есть борьба пчёл против мёда. В отдельных странах шоу может и красивое, но и  там толку - чуть.

Ещё 3.5% бюджета уходит на оплату ЖКХ, субсидирование которого год от года сокращается к явному неудовольствию масс. Какие-то крохи идут на экологию.
Содержание оставшихся 15% расходов минфин не раскрывает из-за режима секретности, но известно, что в сложившихся условиях сокращены они не будут.

В итоге же получается, что секвестировать в бюджете особо нечего. Более-менее безболезненно сокращается процентов 5, ну максимум 10. Всё остальное придётся вырывать с кровью, мясом и бунтами. Посмотрите на Грецию, от которой МВФ требует именно этого, и в которой последние семь лет каждые полгода то майдан, то перевыборы.

Товарищам нефтяным паникёрам
vanxant
В последнее время во многих блогах экономической направленности проскакивает мысль, что эра нефти закончится в ближайшие 10-20 лет, после чего в России наступит БОЛЬШАЯ ЖОПА. Мотивируется это тем, что Запад, и в первую очередь - США, объявили о глобальных планах перехода на гибридные и электрические автомобили. В связи с чем резко сократится потребление бензина и, соответственно нефти. Цены упадут, объемы добычи упадут, рубль упадет, доходы населения России упадут. ПАНИКА!

На самом деле, это не более чем заблуждение поверхностно мыслящих индивидумов.
Суть в том, что углеводороды используются не только для производства бензина. Огромная часть уходит а) как топливо для электростанций и б) как сырье для всяких пластиков, лаков и прочей химии.
Ну с сырьем в целом понятно - производить полимерные углеводороды можно только из более простых.
С электростанциями вопрос сложнее. Ну, ветряки и солнечные батареи - это, конечно, красивое баловство. Больше 3-5% от общего потребления они обеспечить не смогут, да еще и вложения в них не окупаются даже за 20 лет эксплуатации. Для гидроэлектростанций в мире банально не хватает мощных рек. Остаются, конечно, еще и АЭС - и они действительно могут стать основным источником электроэнергии, когда нефть на Земле закончится. Но сегодня АЭС строят не для производства электричества; сегодня АЭС - это фабрики по производству плутония. Электричество - не более чем побочный продукт.

Кроме "больших" электростанций, в каждом районе каждого города дымят трубами ТЭЦ -  теплоэнергоцентрали. Это тоже электростанции, но главное их предназначение - производство тепла. То бишь, горячей воды, которую пускают в трубы и в систему отопления. Смысл в том, что в ТЭЦах горячая вода получается "почти даром" - в смысле, её производство оплачивают потребители электричества. Отказаться от ТЭЦ нельзя  - топить "электричеством" с ближайшей АЭС обойдется в десятки раз дороже.
Поэтому ТЭЦ никуда не денутся и продолжат потреблять - не мазут, так газ.

Теперь перейдем к автомобилям. В обычных автомобилях двигатель напрямую крутит колеса. В гибридных двигатель крутит генератор, который вырабатывает ток, который запасается в аккумуляторе и только затем подается на электродвигатели, которые и крутят колеса. Получается дороже и сложнее обычной схемы, но зато ДВС всегда работает в максимально эффективном режиме с самым высоким КПД. Если энергии в аккумуляторах достаточно, то ДВС можно временно вообще выключить. Плюс при торможении часть энергии движения удается вернуть назад в аккумулятор. В итоге при езде по городу расход топлива удается снизить в 2-3 раза. Похвально. Отлично. Но внутри всей схемы - всё равно безниновый или дизельный двигатель, пусть и более экономичный. Окупится ли удорожание автомобиля снижением расходов на бензин - вопрос открытый.

С электромобилями всё совсем весело. Ну да, в электромобилях двигатель вообще выкидывается, остается только аккумулятор. Который нужно заряжать. Откуда? Известно откуда - с ближайшей ТЭЦ. То есть вместо соляры получаем расход мазуты, а вместо  расхода бензина - расход газа. Красота, не правда ли? Я уж молчу о том, что вес аккумуляторов резко повышает вес всей машины и, соответственно, расход энергии. И на зарядку уйдет не 3 минуты на заправке, а минимум ночь. В-общем, при данном уровне развития технологий в электромобили я не верю.

В целом, переход на гибриды снизит потребление бензина в развитых странах. Что, однако, компенсируется бурным ростом количества автомобилей в странах развивающихся. И будут эти автомобили в основном "обычными", ибо дешевле. Так что снижения объемов потребления бензина точно не произойдет.
Что произойдет - так это удорожание стоимости добычи нефти, в первую очередь ближневосточной. Все легкодоступные месторождения или уже закончились, или заканчиваются - и приходится лезть во всякие не самые удобные для добычи места, типа морского дна.

В-общем, слезть с нефтяной иглы нам пока не светит. Такие вот дела.

Helloworld
vanxant
Ну что, разгоним этот гадюшник?

?

Log in

No account? Create an account